В канун празднования 368–летия Старшинства Забайкальского казачьего войска и празднования в 2024 году 370 – летия, вхождения земель Даурии в состав России, правлением Забайкальского войскового казачьего общества (ЗКВ) и атаманом ЗКВ казачьим генералом С.Г. Бобровым, в рамках работы Забайкальского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора было принято решении установить часовню, как памятный знак о тех далеких событиях, в месте, где когда-то на протяжении более 200 лет находилась одна из самых отдаленных, но тем не менее значимых и крупных станиц 4-го Военного пограничного отдела ЗКВ, а именно станица Усть-Уровская, расположенная на реке Аргунь в Нер-Заводском районе.
История административно-территориальных образований на просторах Даурии, что сегодня называется Забайкальским краем прошло много делений и имело множество форм:
- Нерчинское воеводство, с центром в г. Нерчинск;
- Нерчинский горный округ, с центром в с. Нерчинский Завод;
- Нерчинская область, с центром в г. Нерчинск;
- Забайкальская область, с центром в г. Чита;
- Дальневосточная республика, с центом в г. Чита;
- Читинская область, с центром в г. Чита;
- Забайкальский край.
Формирование шло по восходящей — от воеводства, округа, области, республики до современного края. Фигурировали в основном три исторических центра: Нерчинск, Нерчинский Завод, Чита. Из них Нерчинский Завод являлся самым значительным долгожителем, ибо имел и имеет сегодня важнейшее стратегическое и экономическое значение не только для исторической Даурии, но и для всей России.
Именно здесь отрабатывались и утверждались главные государственные структуры, вытачивалась основная система хозяйства края — горнорудное и рудоплавильное дело.
Вспомним например, что:
- Первое серебро и рудное золото России, которые дали не только значительное вливания в казну государства в период строительства Санкт-Петербурга и российского флота, но также послужили материалом для скрепления в дарственных медалях наиважнейшего международного договора по случаю победного завершения Северной войны. Серебро и золото Нерчинских заводов оплатили издержки перехода от боярской Руси к Императорской России.
- По Нерчинскому договору 1689 года сформировался первый участок русско-китайской границы с официальным переходом через Аргунский острог. Этим важнейшим для России этапом были отделены главные сокровища государства в Сибири — благородные металлы в горе Крестовой. Ныне, гора является символическим сердцем, а граница — реальным восточным рубежом Нерчинско-Заводского района, в настоящее время переживающего не лучшие времена.
- В 1789-1792 годах в Нерчинском Заводе создана первая в России геологическая карта, что показывает высочайший уровень горно-геологической службы в центре округа.
- В 1724 и 1832 годах в Нерчинском Заводе были открыты первая школа, геомагнитная и метеорологическая обсерватория Восточной Сибири.
С 1689 года по настоящее время все русское побережье охранялось нашими предками — русскими казаками.
В течение двух с лишним веков вокруг Нерченского – Завода и многочисленных казачьих станиц по реке Аргунь сформировалось особая общность пограничного забайкальского казачества, называвшего себя Аргунеями, со своей самобытной культурой, хозяйственным укладом и традициями.
Хозяйства были такими громадными, что с 1728 по 1918 год Россия арендовала и эксплуатировала большие территории земли у Китая, на правой стороне Аргуни. Граница здесь была защищена самым надежным образом в естественном порядке. Русское население само защищало интересы государства, ибо это было в интересах каждой казачьей семьи.
Такой порядок был полностью разрушен за годы Советской власти. В результате развязанного в отношение казачества геноцида. Некоторые русские казачьи семьи остались жить на территории Китая, а большинство от кочевало туда добровольно.


Установка казаками ЗВКО совместно с пограничниками освященной по православным традициям часовни, есть символ осознания произошедшей в России чуть более 100 лет назад трагедии – навязанной извне гражданской войны и геноцида казачества, одного из самых организованных слоев Великорусского народа, как символ духовного возрождения русского казачьего народа и других народов, проживающих в единой братской семье народов Великой России, как памятник, казакам первопроходцам дошедших до самых отдаленных границ Отчизны и вставших на их защиту.
Организация экспедиции по установке часовни началась задолго до его осуществления в августе 2023 г. и велась почти год. Необходимо было согласовать маршрут передвижения, состав группы, получить пропуска в пограничную зону, решить вопросы с транспортом, провиантом, финансированием и проживанием по маршруту. Людей было задействовано много.
Существенную и неоценимую помощь в подготовке экспедиции и установке часовни оказало, как непосредственно руководство Пограничного Управления ФСБ по Забайкальскому краю в г. Чита, а так же офицеры и личный состав его отделений, расположенных вдоль границы.
Инициативу казаков поддержали: Администрация Губернатора Забайкальского края, Министерство развития гражданского общества, муниципальных образований и молодежной политики Забайкальского края, Глава Администрации Нер-Заводского округа Л.В. Михалев и его заместитель А.В. Фартусов, сами являющиеся потомками Забайкальских казаков.
Атаманом С.Г.Бобровым было получено благословение и одобрение инициативы от Митрополита Читинского и Петровск – Забайкальского Димитрия. Наречена эта часовня во имя прп. Алексия, Человека Божия, в честь преподобного, который на протяжении веков являлся покровителем Забайкальского казачьего войска.
Так уж получилось, что освящать часовню Владыкой Димитрием было поручено иерею Алексею (Алексей Алексеевич Шаталов), священнику, окормляющему Забайкальское казачье войско сегодня, что на наш взгляд не случайно и очень символично.
Целью экспедиции являлось желание ее участников в канун празднования 368-летия Старшинства ЗКВ и 370-летия вхождения земель Даурии в состав России поклониться земле предков, прислонится к истокам казачества на Аргуне, отдать дань памяти всем казакам – первопроходцам, осваивающим огромные территории, выживавшим в суровых условиях Сибири, при этом приумножавшим величие и могущество России , а так же увековечить их память установив на границе не большую по размерам, но важную с точки зрения сохранения исторической памяти освоения русскими казаками земель Даурии часовенку.
Координаторами похода выступили потомки забайкальских казаков братья Кайгородовы Михаил, Георгий, Николай. И это неспроста. При изучении архивных данных выяснилось, что некий Гавриил Герасимович Кайгородов, вместе с Петром Бекетовым и Ерофеем Хабаровым, с середины XVII века участвовал в освоении неизведанной земли – забайкальской Даурии. Скорее всего, он и стал прародителем казачьего рода Кайгородовых. В историческом документе найденном нами в архиве «Челобитная и послужной список охочих и служилых амурских казаков, пришедших на Амур с Е. Хабаровым, Т. Чечигиным, Д. Зиновьевым, П. Бекетовым, И. Кашенцем» указано, что «Лета 7263 (1655 г.) апреля в 3 день на государеве цареве и великого князя Алексея Михайловича всея Руси службе в дальной его люди вольные охочие казаки, которые пришли в прежних годах с приказным человеком с Ерофеем Хабаровым: Красноярские государеве вотчинена Великой реке Амуре список послужной имянной…» …«Служилые казаки того ж приходу. Охочие амурские казаки того ж приходу: Гаврилко Герасимов Кайгород – б.я. (бился явственно)». Также стало известно, что с 1726 г. казак Игнатий Кайгородов с семьей поселился в деревне Усть-Уров. Сохранились архивные сведения о первых жителях этой станицы: «Жители деревни Усть-Уровской (фрагмент из переписи 1747 г.), переведенные из Томска в 1726 году крестьяне : Бояркин, Серебреников, Роспопов, Молоков, Молаков, Терпугов, Портнягин, Федореев, Котков, Урюпин, Лапердин, Симаков. Итого по прежней переписи переведенных из Томска крестьян 31, у них вновь рожденных детей 57. Всего 88. Старопоселенные крестьяне: Каменьшиков, Верхотуров, Савиных, Носков, Лебедев. Переведенные из Нерчинска крестьяне Остафьев и Болванов. Итого по прежней переписи старопоселенных крестьян 22, у них вновь рожденных детей 39. Всего 61. Переведенные по указу из города Илимска в 1726 году крестьяне деревни Усть-Уровской: Кайгородов, Инешин, Плотников, Поляков. Приписные Нерчинским горным начальством крестьяне прописной города Томска Челютцкого острогу крестьянской сын Пальцов. Из ссыльных поселенные в 1741 году Ларионов, Верхотуров, Михайлов. Итого по прежней переписи переведенных из Илимска крестьян 11, у них вновь рожденных детей 21, приписных во крестьяне из томских 1, вместе с ссыльными всего 36». (Примечание: в переписи указаны все носители фамилии мужского пола – ФИО, возраст, родственные отношения). Вышеприведенные записи из архивных документов, однозначно свидетельствуют о том, что первыми поселенцами в этих местах стали казаки.
Казаки — это те русские, свободолюбивые, непокорные люди, которые не смирились с посягательством московских правителей на их вольную жизнь, и ушли в Сибирь, и те, кто, в силу различных обстоятельств, переселившись сюда и став казаками из крестьян, переняли быт и традиции вольного казачества.
Породнившись с местными народами, вобрав в себя их национальные особенности, они образовали группу людей, отличающую их от относительно однородной массы казачества Сибири и юга России. От смешения крови русского народа с восточной кровью появился новый тип человека, воплотивший в себе силу и удаль, лихость и ярость, выносливость и неприхотливость, терпеливость, трудолюбие и бескорыстие – всё то, что долгие годы определяло черты забайкальского казака – гурана.
Из документов следует, что дата основания этой станицы, скорее всего, относится к началу 1700-х гг. Ориентировочно, первое поселение в этом месте было заложено в 1721 г. По архивным данным первыми жителями деревни Усть-Уровской в 1726 г. были Кайгародов, Инешин, Плотников, Поляков, Астафьев, Матафонов, Толстокулаков, Молокови др.
Согласно списка поселений на реке Аргунь по переписи 1735 г. станица Усть-Уровская относилась к Аргунскому острогу и располагалась в устье реки Уров, впадающей в реку Аргунь в 77 верстах ниже острога. В соответствии с данными переписи, мужчин проживало в Аргунском остроге – 181, в селе Усть-Уровское – 297, в деревнях: Дамасово – 42, Усть-Речка Борисовка – 11, Луговская – 37, Ключевская – 112, Усть-Речка Серебрянка – 27, Горбунова – 33, Комаринская – 83, Тарасова – 29, Средняя – 71, Подозерная– 37, Мулачинская – 61, Илинская – 23, Записина – 58, Верхне-Верейнская – 42, Жоктянская – 103, Нижне-Верейнская – 96, Башурова – 126, Марьина – 51, Симирякова – 29, Кудеинская – 33, Таловская – 29, Асимунская – 12, Талаканская – 83, Алашерская – 24, Кударинская – 53, Моронская – 21, Типкураучинская – 36, Кучугайская – 46.
В станице Усть-Уровская с 1835 г. находилась Спасская церковь. В казачьих станицах церковь – это один из самых главных центров культурной и религиозной жизни. Если село было достаточно большим, то все жители были заинтересованы в строительстве церкви. Из документов видно, что большинство церквей строились на пожертвования прихожан. Усть-Уровская Спасская церковь неоднократно горела, последний раз в – 1898 году. 21 августа 1899 года на обще станичном круге было составлено обращение казаков Усть-Уровской станицы с просьбой о постройке нового храма и отправлено в Санкт-Петербург статс — секретарю А.Н. Куломзину.
Среди подписей казаков в обращении хорошо сохранилась подпись казака Дмитрия Симоновича Кайгородова, который внес свои скромные пожертвования на восстановление Спасской церкви в станице Усть-Уровской. Из прошения: «Новый храм, только что отстроенный сгорел 11 ноября 1898 года из-за трещины в печи. Усть — Уровский приход большой и составляет 3610 душ обоего пола. Нет средств для строительства, чему способствовал неурожай хлебов в течение трех лет, падение зверопромышленности и другие беды, и новая раскладка по 11 рублей 50 копеек на каждую платежную душу тяжела…». Дмитрий Симонович Кайгородов имел 10 детей, пять мальчиков и пять девочек. История этой семьи оказалась очень интересной и по своему представляет срез среднестатистической, как бы сейчас сказали историки исследователи судьбы большинства семей казаков Забайкалья.
Гражданская война 1918-1924 гг прошлого века и судьба разделила их. Часть семьи оказалась в Советской России, а остальная была вынуждена откочевать в Манжурию, в так называемое Трехречье (область междуречья рек Хаул, Ган, Дербул), где с остальными своими соплеменниками организовалась в сообщество, при этом сохранив традиции и структуру Забайкальского войска до конца 70-х годов прошлого века. Один из его сыновей Алексей Дмитриевич Кайгородов, участник Великой отечественной Войны 1941г-1945г. является дедом автора этой статьи, и который во многом и передал своему внуку казачье самоопределение и историю своей семьи.
В настоящее время автору стали известны подробности о судьбе Спасской церкви. В конце 1950-х годов, при массовом переселении жителей деревень вдоль реки Аргунь, церковь была разобрана и перевезена в с. Большой Зерентуй. Сруб церкви был переоборудован в клуб, который простоял до конца 1990-х годов. В начале 2000-х годов сруб церкви был разобран на дрова и сожжен в печах.
Важное внимание уделялось образованию казачьих детей. В 1858 г. на территории войска насчитывалось 46 казачьих школ. В книге Н.И. Эпова «Забайкальское казачье войско» отмечается, что к концу XIX в. Увеличилось стремление казаков обучать своих детей. По сведениям на 1907 г., в Усть-Уровской станице работали несколько школ: В Усть-Урове казачья двуклассная (руководил школой: Василий Людвигович Томашевский, законоучитель – священник Николай Литвинцев, старший учитель – Симаков, младший – Номоконов); в Марьино – казачья одноклассная школа (и.д. учителя – Кочнева Ольга Дмитриевна); в Нижне-Вереинском – казачья одноклассная школа (учитель Федоров).

(в среднем ряду второй слева: Кайгородов Алексей Дмитриевич, дед автора статьи Кайгородова М.В.)
В суровом крае жизнь была непростой. Частые неурожаи из-за резкого континентального климата, болезни, перерастающие в эпидемии неоднократно преследовали Усть-Уровскую станицу. Так, в 1880 году по краю прокатилась волна эпидемии тифа. Не прошла она мимо и Усть-Уровскую станицу. В рапорте и.д. Нерчинско-Заводского окружного врача Руднаева от 29 августа 1880 года №57 указано: «Первоначально заболели трое мужчин-казаков, жителей Усть-Уровской станицы, они в полдень отправились в ботах на тот берег р. Аргуни за лошадьми, оттуда переплыли Аргунь на лошадях; вскоре по приходе домой все трое почувствовали озноб и затем жар; после них заболели некоторые из домашних, а затем болезнь перешла в соседние дома…». «… в Усть-Уровской станице, по донесению Усть-Уровского станичного Атамана от 5 сентября сего 1880 г., за №1119 и от 13 сентября 1880 г. за №1153 1) с 26 августа по 5 сентября вновь заболело послабляющей лихорадкою шесть человек, умерло 4 человека младшего возраста, из прежних больных к 5 сентября оставалось пять человек (не выздоровевших); 2) с 5 по 13 сентября сего 1880 г. вновь заболевающих не было , умерших тоже не было, прежние больные выздоравливают…».
В приграничных деревнях и станицах была развита приграничная торговля, которая давала определенный заработок казакам и обеспечивала их необходимым для жизни в суровом краю. Известно, что в станице Усть-Уровской располагался таможенный пункт-застава: «Штаты таможенных учреждений в Забайкалье за 1909 г.Усть-Уровская таможенная застава (граница с Маньчжурией). Управляющий 1 человек с жалованием в 1950 рублей в год. Его помощник – 1 человек с жалованием в 1500 рублей в год. Усть-Уровская таможенная застава №38 (Усть-уровская казачья станица)».
Даже после кровавых событий гражданской войны, несмотря на репрессии 1929 г. и жуткий голод 1931 г., станица оставалась довольно-таки крупной. Из архивных документов известно, что в станице Усть-Уровскаяв 1927 г. существовала артель Чекист-Пограничник. Всего в ней было 222 двора.

История казачьей станицы Усть-Уровской, с момента ее основания по Царской воле в конце 17 века и до ее ликвидации Советской властью в середине 20 века, есть типичный пример расцвета и угасания казачьей жизни на Даурской земле Забайкалья.
Итак, в субботу 12 августа 2023 г. после проведенной отцом Алексием в Войсковом храме службы, освящения заказанной для часовни иконы «прп. Алексия, Человек Божий» команда казаков в составе 9 человек, на 2-х машинах с прицепами выдвинулась в сторону Нерчинского-Завода.


Маршрут пролегал через поселение Мирсаново, где была сделана первая остановка. По приглашению директора МОУ «Мирсановская ООКШ», И.А. Калчугиной участники экспедиции посетили школу и ознакомились с ходом подготовки к первому сентября. Нужно отметить, что директором школы и всем педагогическим составом прилагаются огромные усилия по организации ремонтно-строительных работ по приведению корпусов школы в надлежащий вид. Были так же затронуты вопросы образовательного процесса казачат и роль в их подготовки казаков – наставников. Правление Забайкальского казачьего войска в настоящее время решает вопрос открытия на базе этой школы кадетского казачьего корпуса.

Рано утром 13 августа 2023г. заместителем главы Нер-Заводского округа А.В. Фартусовым и руководством пограничного отряда в Нерченском–Заводе была организована помощь членам экспедиции в погрузке строительных материалов и сруба будущей часовни, ранее приобретенных у местного производителя, на машины и его последующей доставки до места установки.
После чего экспедиция на трех автомобилях выдвинулась в сторону устья реки таежной реки Уров, где она впадает в пограничную реку Аргунь, в место, где когда–то располагалась самая большая на Аргуне казачья станица «Усть-Уровская».
Миновав пограничный пост перед поселением Олочи и пройдя проверку выданного разрешения на нахождение в пограничной зоне, колонна двинулась в путь.
Первые несколько десятков километров дорога пролегает через когда-то бывшие казачьими поселениями деревни Олочи, Ишага, Домасово, Аргунск, Середняя и вьется змейкой , повторяя изгибы русла реки Аргунь, где и проходит государственная граница меду Россией и КНР. За деревней Середняя дорога делает резкий поворот в лево и уходит в сторону сопок с непроходимой чащей тайги и уже напоминает не дорогу, а скорее направление с крутыми подъемами и спусками, чем-то схожим по ощущениям с катанием на «американских горках».
Преодолев с трудом таежную дорогу в означенное место стоянки, в устье реки Уров прибыли уже поздно ночью и разместились в палаточном лагере, который был разбит заранее нашим авангардом, высланным днем вниз по реке, на катере береговой охраны из деревни Середняя.
Особо хотелось бы сказать о пограничниках. На заставах, на которых мы побывали и провели встречи служат молодые высокопрофессиональные крепкие парни, большинство из которых носят распространенные в Забайкалье казачьи фамилии и являются прямыми потомками тех казаков Забайкальцев, которые несли государеву службу, как и они по охране рубежей родной Отчизны.
Без их прямого участия и помощи вряд ли нам удалось реализовать задуманное. Тесное взаимодействие казаков и пограничников, является безальтернативным вектором развития структуры охраны государственной границы и фактором сдерживания оттока приграничного населения, без которого охрана границы становится менее эффективным и более затратным делом.
Считаем, что необходимо возродить для членов казачьих обществ несения полноценной государственной службы по охране госграницы в рядах, возрождающихся пограничных войск, формируемых по призыву с дальнейшим пребыванием их в активном боевом резерве.
Недалеко от заставы «Закамень», возле которой был разбит наш лагерь находится могилы пограничников капитана Резникова Василия Михайловича, мл. сержанта Кабжисарова Мукана, ефрейтора Елизарова Михаила Петровича, которые погибли в 1945 году при исполнении своего воинского долга по освобождению китайского народа от оккупационных войск императорской Японии в Манжурии.
Участники нашей экспедиции совместно с личным составом пограничной заставы отдали должное подвигу этих пограничников, а также отец Алексей отслужил по ним панихиду.


Вернемся к повествованию, проснувшись рано утром 14 августа 2023г. с первыми лучами восходящего солнца и попив крепкого чая, члены экспедиции отправились совместно с пограничниками на выбор места установки часовни.
После продолжительного осмотра предложенных пограничниками вариантов размещения было выбрано и согласовано очень красивое место на самом верху высокой скалы «Камня», доминирующей над всем рельефом окружающей местности и являющейся самой высокой точкой в округе.
Нужно сказать, что данная скала скорее всего являлась культовым местом на протяжении всей истории пребывания человека в этих живописных краях. Подтверждает нашу догадку обнаруженные относительно недавно в 2006 году петроглифы, оставленные рукой первобытного человека и те особые чувства чего-то необычного, которые возникают в этом месте.
Рядом с выбранным участком для установки часовни произрастает благоухающая хвойными смолами роща из относительно молодых сосен и лиственниц с небольшим вкраплением Даурской (черной) березы, а так же расположены непролазные заросли диких кустов шиповника, малины и других растений.
Чуть позже выяснилось, что эти заросли есть погост — место расположения старинного казачьего кладбища.
Так же на выбор места повлияло, и то обстоятельство, что оно хорошо просматривается, как со стороны нашей пограничной заставы «Закамень», так и со стороны китайской заставы, расположенной в поселке Цицянь(Цигань) (старинное русское название поселка — Китайский Усть — Уров) расположенный в устье горной речки Абахэ (русское название — речка Быстрая).
До начала 70-х годов 20-го века в этом поселке Цицянь на китайской стороне еще проживали потомки русских казаков, в основном от смешанных браков, чьи родители вынуждены были в 20-е годы бежать от ужасов гражданской войны и проводимой Советской властью политики расказачивания.
Один из членов нашей экспедиции Кайгородов Георгий Александрович родился в этой деревне и даже некоторое время проработал учителем в местной школе в начале 70-х годов.
Перед началом строительства часовни отец Алексей провел соответствующий молебен и совершил специальный чин по закладке первого камня перед строительством часовни под фундаментом восточной стены часовни.



Нужно сказать, что при начале строительства часовни, а также ее завершения, мы все стали свидетелями необычных явлений, нами расцененных, как проявлением божественного чуда или знаков свыше, благословляющих наши труды, говорящие о богоугодном деле, задуманном нами и исполненным по воле бога до конца.

Так в процессе ориентации при закладке часовни по сторонам света была допущена небольшая неточность с отклонением в 10 градусов, но в процессе укладки пятого венца вдруг неожиданно появился порыв сильного, даже можно сказать ураганного ветра и часовня самопроизвольно чуть повернулась на установочных камнях и встала четко своими сторонами по сторонам света, сориентировав восточную стену строго на восток без всякого отклонения.
Освящение отцом Алексеем первого венца
Вторым проявлением божией благодати явилось то, что ближе к завершению строительства внизу под скалой вместе, где начинается тропинка, ведущая наверх к часовне был обнаружен родник с чистейшей прохладной водой, который отец Алексей так же освятил.


Третьим чудом явилось необычное природное явление, а именно: в момент освящения часовни над скалой где нами была построена часовня появилась «корона» из солнечных лучей ранее нами и пограничниками не наблюдавшаяся.

И в завершение этих чудес, считаем то обстоятельство, что уже в конце экспедиции, приехав в Неченский–Завод и расположившись на обед мы случайно выяснили у местного жителя, охотника со стажем и хорошо знающего эти места, что часовню мы установили в месте где расположено старинное деревенское кладбище. И вышеуказанные непролазные кусты недалеко от часовни и есть то место, где хоронили жителей деревни «Усть –Урово», где возможно покоятся предки некоторых участников данной экспедиции.
Учитывая тот факт, что на начало 20-го века в Усть-Урово с прилегающими деревнями, входящими в станицу «Уст-Уровская проживало более 3000 тысяч человек в основном это семьи казаков, то установка часовни во имя прп. Алексея, Человека Божия есть символичный памятник всем жителям станицы «Усть-Уровской» похороненным здесь, а ежедневные молитвы отца Алексия и проведенная панихида по ним упокоит их души с миром.

Часовня установлена по инициативе и на средства казаков братьев Кайгородовых, в месте расположения станицы Усть-Уровской, основанной их предками — казаками в период 1721-1726 гг.

Отец Алексей – священник окормляющий Забайкальское казачье войско. Часовня освящена отцом Алексием, войсковым священником Забайкальского казачьего войска, 20 августа 2023 г.
Нужно сказать, что установленная часовня, является не первым культовым местом в этих окрестностях.
Ранее, в 2017 году, в знак 100 – летия начавшейся в России смуты и последующего геноцида казачества и исхода Забайкальского казачества в Китай казаками и пограничниками был установлен памятный поминальный крест.
На кресте была прикреплена памятная этому событию табличка со стихами, написанными Забайкальским казаком поэтом А.Ф.Курцом;

Казачья отчизна – едина для всех
Закатное солнце маньчжурской границы
Под кровом чужбины судьба умирать
Господь, помоги нам в родимых станицах
С последним поклоном еще побывать
А волны Аргуни отчаянно бьются,
И ветер степной закусил удила.
Не дети, так внуки
Однажды вернуться.
Даурия – наша родная земля.
Тимофей Кайгородов – потомок казаков, основавших станицу Усть-Уровская в 1721 — 1726 годах и более 200 лет, охранявших здесь рубежи России, возле памятного креста, установленного казаками в 2017 году.

В этот раз отец Алексей провел обряд освещения креста и отслужил панихиду по всем казакам и жителям станицы невинно пострадавших и лишившихся жизни в то безумное, кровавое время, навязанное России извне.
Похоже правы те, кто утверждает, что история развивается по спирали. Это утверждение подтверждается текущими событиями, в необходимости России вновь отстаивать свои интересы, интересы Русского мира.
Участники экспедиции благодарны отцу Алексею за его служение и подвижничество. Несмотря на огромную нагрузку и занятость по исполнению обязанностей священника в Чите он согласился участвовать, в нашем мероприятии.
Помимо совершения необходимых при строительстве часовни действий и личного участия в работах, батюшка провел много часовую службу по освящению заставы, а так же провел беседы с личным составом. На обратном пути отец Алексей встречался, как с пограничниками, так и с жителями приграничных поселений.
К сожалению, в силу удаленности от крупных городов и поселков Забайкалья, малочисленности и нахождения в приграничной зоне священники не часто бывают в этих краях. Уверен, что без батюшки Алексея и его заботам, мы бы не смогли проделать этот путь. Явно, Бог благоволил нам.
Скорее всего за последние 50-70 лет он был первым священником, который посетил это место, где когда – то располагалась станица Усть-Уровская.
Данным походом в канун 370-летия празднования вхождения земель Забайкалья в состав России и 368 – летия старшинства Забайкальского казачьего войска мы постарались прикоснуться к истории нашей земли и ее самых рубежей, к ее истокам, а так же понять как и чем сегодня живет наше приграничье.
На фоне резкого развития за последние десятилетия экономики Китая, ее достижений и как следствие обустройства и улучшение инфраструктуры приграничных с Россией территорией, особенно видных невооруженным взглядом, находясь непосредственно на берегу реки Аргунь, хочется верить, что рано или поздно придет осознание того, что необходимо срочно принимать государственную программу и законы, которые в первую очередь реально восстановят Забайкальское казачество в части участия его в охране государственной границы, а так же определит экономическую базу жизни людей в ближайшем приграничье, прекратит отток населения и улучшит его жизнь на границе.
Забайкальский казак М. В. Кайгородов